fbpx

Шоу-бизнес при свечах

Каждая эпоха в той или иной степени накладывает отпечаток на современность. Тем и интересно изучение истории — оно позволяет лучше разглядеть истоки того, что окружает нас сейчас. Однако, в отличие от школьных занятий, когда приходится впитывать все, что дает учитель, в более зрелом возрасте есть возможность выбирать, куда именно направлять самообразование. Ведь только так можно жить полной жизнью, быть по-настоящему счастливым, успешным в карьере.

Не секрет, что британская история и культура, наряду с античной и французской, входит в число ключевых, повлиявших на тот мир, в котором мы живём. И одно из самых значимых её времён — так называемая Георгианская эпоха.

Говоря о ней, имеют в виду, прежде всего, архитектуру, внешнюю и внутреннюю. Но именно тогда был заложен и мощный пласт общественной и культурной жизни, оставшийся актуальным по сей день. Авторы уже в те времена начинали выпускать собственные брошюры и альбомы, которые в наши дни назвали бы модными и отраслевыми журналами. А театры, вокруг которых была сосредоточена культурная жизнь, впервые стали применять все те приёмы работы с аудиторией вне сцены, которые мы видим по сей день.

Самые интересные из них можно увидеть на специальной выставке «Шоу-бизнес Георгианской эпохи», которая рассказывает, говоря современным языком, о технологиях раскрутки театров и концертов в Великобритании XVIII-XIX веков. В ней более 100 экспонатов, раскрывающих как удивительные сходства с тем, как учреждения культуры презентовали себя и свои программы, так и невероятные отличия подходов к этому в наши дни и в те времена. Кроме того, здесь можно узнать о том, какими тогда были фестивали и представления, чтобы сравнить их с нынешними форматами шоу. Вплоть до рекламных ходов, способов распространения билетов, дресс-кода и бытовых вопросов.

Итак, постоянная культурная жизнь британской Георгианской эпохи расцвела в восемнадцатом веке и стала прообразом современной индустрии развлечений. Строились новые театры, проводились музыкальные фестивали. Причём этот процесс шёл как в Лондоне, так и в провинции. Поэтому расширялась и аудитория, в том числе, её социальный состав.

На выставке представлены экспонаты, помогающие получить представление и о закулисье. О том, как в те времена действовали театральные менеджеры, художники-декораторы, продавцы билетов и даже работники близлежащих к домам культуры закусочных.

Особое место в экспозиции занимают ключевые места в Лондоне, включая старейший в Британии театр Друри-лейн; Ковент-Гарден и Ричмонд, Сад развлечений Воксхолл Гарденс и часовня при больнице для брошенных детей, а также провинциальные музыкальные фестивали других крупных городов Британии. Примечательно, что многие здания, в которых всё это проводилось, стали ещё и лучшими образцами Георгианской архитектуры. Таков, например, тот самый Ковент-Гарден, возведенный на дворянской земле по проекту Иниго Джонса, представлен на выставке изображениями образца 1785 года.

Одна из наиболее содержательных коллекций выставки — карикатуры и рисунки, отражающих аудиторию, приходившую на представления тех лет, и окружающую обстановку. Так, на одной из работ представлено подробное описание планировки зрительных залов и причин, по которым она была именно такой. В частности, места для наиболее состоятельных и знаменитых дам и господ располагались не только исходя из того, где был наилучший обзор, но и таким образом, чтобы другие зрители и устроители шоу видели этих людей среди прочих. Один из таких поклонников оперы напечатан на подборке рисунков сезона-1800 в Королевском театре.

Не менее интересной была и реклама в эпоху, когда этого слова в нынешнем значении ещё не существовало, ведь появилась она только в 1836 году во Франции. Экспозиция показывает зарисовки о работе георгианских зазывал, распространителей билетов; развитие института кассы.

Описаны и бытовые подробности — от системы парковки экипажей до работы слуг, от способов, позволявших дамам избежать очереди в туалет до выбора ими нарядов, исходя из освещения на мероприятии, на которое они собрались.

Выставка напоминает посетителям о знаковом для Георгианского Лондона месте — саду развлечений Воксхолл Гарденс, который был одним из главных мест общественного отдыха горожан с середины XVII до середины XIX веков. Он находился в Кеннингтоне на южном берегу Темзы и до последнего оставался вне зоны застройки столицы. Предполагается, что к Воксхоллу восходит русское слово «вокзал» («воксал»), которое впервые употребил Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника». Всему, что связано с этим местом, посвящён важный экспонат выставки — знаменитый портрет известной в те годы актрисы Китти Клайв, который с 1730-х годов был представлен в Воксхолл Гарденс. Эта работа художника Фрэнсиса Хеймана не выставлялась на всеобщее обозрение более 200 лет.

С 2004 года на территории бывшей Больницы Фавлинга расположен так называемый «Музей подкидышей». Своей культурной составляющей это место обязано музыканту Джорджу Фредерику Генделю, который в те времена оказывал помощь госпиталю, используя его часовню как музыкальную площадку. С 1749-го он ежегодно давал здесь благотворительный концерт, собирая тысячи фунтов для больницы. Именно здесь его оратория «Мессия» получила всеобщее признание и утвердилось в британском музыкальном каноне. Посетители выставки могут увидеть лучшие изображения, рукописи и билеты из замечательной коллекции этого лондонского музея, насчитывающей более 12 тысяч предметов.

К сожалению, реконструировать атмосферу музыкальных фестивалей Георгианской эпохи не представляется возможным. Однако благодаря документам, часть из которых представлена на выставке, известно, что они проходили, в основном, в летний период за городом, когда в тёплую погоду жители стремились отвлечься от столичной суеты. И акцент в экспозиции сделан на то, какую выгоду извлекали из этого организаторы, как они решали материально-технические проблемы, включая перевозку декораций, инструментов и артистов в условиях, когда в их распоряжении были только телеги и лошади.

Конечно, в наши дни развлечения той эпохи как таковые едва ли заинтересовали бы зрителя. Однако тогда людям, не мечтавшим о звукоусиливающей аппаратуре, световых и интерактивных шоу, всё это приносило несравненные эмоции. Именно их и передаст современному посетителю историко-культурная выставка «Шоу-бизнес Георгианской Британии».

Текст Тимофей Белов

Предыдущая
Следующая

НОВОСТИ