fbpx

Шокирующая Эльза Скиапарелли

В 20-ом веке в мире моды не было личности более эксцентричной и неординарной, чем Эльза Скиапарелли. Ее имя красовалось на обложках всех модных журналов в 1920-х и 30-х годах. Ее обожали и ненавидели, ею восторгались и ей завидовали. Ее коллекции поражали и шокировали всех, пользуясь при этом огромной популярностью. Сейчас ее имя редко упоминается — разве что в связи с Коко Шанель, которая была соперницей Эльзы за звание самого модного дизайнера. Дом моды Скиапарелли закрылся более пятидесяти лет назад, но сейчас возрождается вновь.

Эльза Скиапарелли родилась в 1890 году в Риме в аристократической семье, разорившейся после Первой мировой войны, но сохранившей лучшие традиции высшего общества. С самого детства она находилась в интеллигентной и творческой атмосфере. Эльза с детства занималась живописью, изучала языки, итальянскую историю, культуру, искусство. Ее кумиром надолго стал Леонардо да Винчи, что сильно повлияло на выбранный девушкой жизненный путь.

Вдохновившись работами величайших художников, в 22 года Эльза Скиапарелли принимает решение уехать в Париж, который в те годы считался центром мирового искусства. Там она впервые влюбляется в графа Уильяма де Керлор и выходит замуж. Но семейная идиллия продержалась недолго: муж её бросил, и она осталась одна с маленькой больной дочерью. Надо было на что-то жить, да и курсы живописи обходились недешево, поэтому Эльза устроилась работать экскурсоводом.

Дело в том, что основными её клиентами, жаждущими увидеть Париж, были жены богатых американцев. Но дам больше интересовали не экскурсии, а магазины, где они скупали там всё не глядя, приобщаясь к парижской моде. Эльза Скиапарелли, как человек, выросший в истинно интеллигентном обществе, поначалу возмущалась и не понимала этого. Но потом решила: «Я создам такую одежду, которую никто не купит ради престижа, но все захотят её увидеть. Она всех шокирует!».

И удача улыбнулась ей в виде интересной идеи. Эльза Скиапарелли обратила внимание на свитер своего старого знакомого-американца, заглянувшего к ней в гости. Вещь была очень элегантной, и, как выяснилось, мастером, создавшем её, была армянская эмигрантка. Скиапарелли незамедлительно познакомилась с ней и предложила сотрудничество. Они начали создавать свою линию трикотажных свитеров с принтами-обманками, которые имитировали карманы и банты. Это было веянием в моде и произвело неизгладимое впечатление на всех, что прославило Эльзу Скиапарелли как дизайнера. И уже спустя несколько лет, в 1927 год весь модный мир был шокирован на тот момент ее революционным изобретением — вязанным платьем.

Скиапарелли всегда хотелось именно шокировать публику — слово «шок» для нее было своеобразной похвалой за креативность и заняло лидирующую позицию в лексиконе дизайнера. Она была права: увидеть вещи ее авторства захотели все, но примерки поначалу побаивались из-за новизны фасонов и цветов. Эльза не думала останавливаться и продолжала шить все более экстраординарные наряды, которые впоследствии стали сверхпопулярны и легли в основу современной авангардной моды.

Эта женщина оставила в мире моды неизгладимый след. Именно она заложила фундамент prêt-a-porte. Ее дефиле первыми превратились в яркое и интересное шоу, и она первая стала давать названия своим коллекциям.

Уже в 30-х ее популярность достигает апогея. Любое творение этой дамы становится настоящей сенсацией. Появляется знаменитая коллекция «Остановись, смотри и слушай», в которой Эльза шокировала публику вечерними туалетами в виде дождевиков, пуговицы в форме луидора — французской монеты. Именно в этой коллекции в качестве застежки впервые была использована застежка-молния — одно из самых главных изобретений Скиапарелли. Она первой начала вшивать такую застежку в вечерние наряды. Фурнитура смотрелась грубо и вызывающе, чего и добивалась Эльза. Она использовала пластиковые застежки из нитроцеллюлозы — новейшего в то время материала, который было проблематично сделать элегантным. Спустя некоторое время молнии научились делать из более пластичных материалов и металла, что позволило использовать такие застежки в любой одежде, обуви и аксессуарах.

Так же появляются такие коллекции, как «Языческая», «Музыкальные инструменты» и «Бабочки». Но самой популярной становится коллекция «Цирк», в которой одежда пестрила изображением слонов, воздушных шаров, клоунов. Шляпками служили перевернутые рожки мороженого. Это был не показ, а скорее феерическое шоу, которое поразило публику тех лет.

Так Скиапарелли по праву стала считаться королевой принтов, и если сегодня никого не удивишь платьем с изображением насекомых или растений, то для ее времени это было настоящей сенсацией. Также, как и принт с «газетными» деталями. Стоит заметить, что этот принт тоже придумала именно Эльза — она выпустила шарфы и платья с принтом из газетных вырезок о самой себе.

Чуть позже Эльза взорвала мир розовым цветом — «шокирующий розовый» или фуксия — в 30-ые годы этот цвет шокировал публику и произвел настоящий фурор. Розовыми были и шляпки, и губная помада, и флакончики духов. Впоследствии этот «шокирующий розовый» стал ее фирменным цветом.

Никто иной, как Эльза предложила публике носить элегантные вечерние туалеты с бижутерией. Эта женщина создала юбку-шорты и раздельный купальник.

Так же небезызвестным фактом является дружба знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали с Эльзой. Дали просто боготворил её. У них не было любовного романа. У них было нечто большее. Эта пара сумасшедших превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и ткани, которые покорили весь мир. Вместе они создали знаменитое платье с омаром, который был приправлен петрушкой. Именно в тандеме с Сальвадором Дали Эльза создала сумку-телефон, шляпки, которые выглядели, как поношенная туфля, баранья отбивная или чернильница. В 1932 году на свет появилась коллекция бижутерии, в создании которой принимали участие Дали, Кокто и сама Эльза. Тогда появилось украшение из засушенных жуков, созданное Скиапарелли, Дали придумал коллекцию серег-телефонов, а Жан Кокто создал серьги — «Всевидящее око», которые производили не самое приятное впечатление. В 1935 году Эльзу заинтересовала тема галлюцинаций и оптических иллюзий, благодаря которой появляется идея создать платье-слезу, которую было бы видно под определенным углом, тем самым и создавая иллюзию.

Среди её клиентов были такие знаменитости, как Марлен Дитрих, Гари Купер, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн, Мишель Морган, Джоан Кроуфорд, Мэй Уэст и многие другие актеры создавали свой имидж именно в бутиках Эльзы. Творения дизайнера были востребованы как в реальной жизни, так и на киноэкране — руководство Голливуда подписало со Скиапарелли контракт на создание костюмов для кинокартин. Примерно в этот же период подобный контракт был расторгнут с… мадемуазель Коко Шанель. Ее платья невыразительно смотрелись на экране!

Такая популярность удивляла даже саму Эльзу, ведь за глаза она всегда называла свой Дом моды сумасшедшим.

В 1934 Дом моды Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь, самое престижное место Парижа и любимое для прогулок самых богатых гостей столицы. Бутик Скиапарелли можно назвать первым авторским бутиком, который расположился в центре Парижа.

С началом Второй мировой войны, в 1939 году, Дому пришлось сократить производство, а год спустя Эльза решает покинуть Париж и перебирается на время в Нью-Йорк. Во главе своего Дома моды она оставляет Беттину Берджери, которая управляет производством до 1944 года.

В период проживания в Нью-Йорке Эльза продолжает заниматься творческими проектами, переключившись на организацию выставок и концертов французской музыки.

Вернувшись в Париж, Эльза мечтает о возрождении прежней славы Дома Скиапарелли, но ее планам мешает изменившаяся мода и новые лица, которые царствуют в ее мире моды. Кристиан Диор и Коко Шанель диктуют новую моду — строгую, изысканную, однотонную и, по мнению Эльзы, «крайне скучную». Осознав, что время её прошло, Эльза решает отойти от дел и посвятить свою жизнь общению с людьми искусства. Последний показ «Шокирующая элегантность» Эльза Скиапарелли организовала в 1953 году.

Скончалась Эльза Скиапарелли 13 ноября 1973 года в Париже, спустя 20 лет после выхода её последней коллекции. Она была похоронена в ярко розовом наряде цвета фуксии.

Текст Лика Калмыкова

Предыдущая
Следующая

НОВОСТИ