fbpx

Экспрессия духа

ANDAKULOVA Gallery продолжает презентацию проектов, посвященных творчеству наиболее интересных художников Центральной Азии.Каждая выставка галереи — результат сложной и кропотливой работы по представлению зрителю разнообразных ракурсов и тенденций современного искусства быстроразвивающегося региона.

Выставка «Экспрессия духа. Николай Шин» открывает творчество оригинального, но малоизвестного мастера. После обретения Узбекистаном независимости творчество художника получило известность, было представлено в нескольких выставочных проектах не только в республике, но и в Южной Корее. Вклад в искусство Н.С. Шина было признан, он стал Почетным академиком Академии художеств, Кавалером ордена «Дустлик» (Дружба) Республики Узбекистан, Кавалером ордена «Золотая Звезда» Республики Корея.

Николай Сергеевич Шин родился в 1928 году на Дальнем Востоке, в 1937 году в результате массовой депортации корейцев в среднеазиатскую часть СССР семья художника оказалась в Казахстане, а в 1940 году переехала в Узбекистан, где художник остался на всю жизнь и обрел вторую Родину.

1944-1949 годы Н.С. Шин провел в художественном училищ, затем 1954-1960 годы — в Ташкентском театрально-художественном Институте на факультете живописи. С 1960-х годов начался его самостоятельный творческий путь. Н.С. Шин не сразу нашел свою дорогу в искусстве — он не шел по пути мейнстрима, много экспериментировал, стараясь найти глубоко личную тему и экспрессивную форму выражения своих переживаний. Только в 1970-е годы произведения художника открыли зрителю его драматическое мировосприятие, его стремление к эпическому размаху и монументальным композициям.

Название выставки «Экспрессия духа. Николай Шин» отражает главные темы в творчества автора. Это тема трагических событий в жизни корейского народа, его депортация, боль и страдания. Более двадцати лет свой жизни живописец отдал работе над циклом картин «Реквием. Дорога памяти». Это многочастный монументальный по размерам полиптих, глядя который зритель словно читает трагическую сагу о народе. Художник сохранил в памяти и передал на холстах историю о страшных событиях, горькие воспоминания, голод и тяжелый труд корейского народа на чужбине.

Вторая темя — это признание в любви его второй родине — Узбекистану. Н.С. Шин увидел и передал красоту горных селений в окрестностях Ташкента, жизнь скромных тружеников как яркий праздник цвета, россыпи цветных виражей по небольшим холстам. Много экспериментируя с формой и цветом, он нашел свой стиль, что бы передать восторг и экспрессию чувств. В то же время, привлекают лирические интонации в небольших. Каждый мотив — это обобщение впечатлений, а образы содержательны как символы. Доминирующая роль в этих произведениях отдана колориту, который своей декоративностью, мажорным настроем становиться метафорой радости жизни.

Как оригинальный пластический элемент появляется в живописи Н.С. Шина веер. То он в сюжете с танцами, то как знак или метафора. В них главное — это экспрессия знака, выразительная и строгая геометрия форм и пластики людей. Здесь проявляются родные этнокультурные традиции, генетическая связь с искусством Кореи. В то же время, художнику удалось воплотить свое, сугубо индивидуальное понимание эстетики дальневосточного искусства в контексте абстрактных поисков.

Абстрактные картины Шина, как например, «Белое и черное» не вполне соответствуют этому понятию — они всегда несут в себе некий обобщенный образ. В этих поисках есть отголоски традиционного искусства Кореи, с его знаками и иероглифами, а также декоративность народного искусства Узбекистана. Художник нашел точки пересечения традиционных культур в эстетике, орнаментальности ритма.

Николай Шин как художник вобрал многое из разных культур и религий. Отец исповедовал буддизм, мать — христианство, бабушка — идолопоклонница. А его живопись — это оригинальный синтез культур Запада и Востока, с присущим искусству ХХ века драматическим переживанием эпохи. Восприятие и интерпретация разных традиций и культур происходили в живописи Николая Шина в оригинальном модернистском дискурсе. Несмотря на локальные мотивы и тематику, глубоко национальные исторические сюжеты, живопись Н.С. Шина демонстрирует интернациональный характер пластических поисков.